Все новости
С 27 сентября ряд экспозиций Пермской галереи будут представлены в Третьяковской галерее в Москве
18.09.2023

 

Государственная Третьяковская галерея с 27 сентября 2023 года по 25 февраля 2024 года представит выставку произведений из собрания Пермской государственной художественной галереи — «От иконы к авангарду». Проект приурочен к двум датам – 300-летие города Перми, а также 100-летие Пермской галереи, которое музей праздновал в 2022.  

Как сообщили в Государственной Третьяковской галереи, всего в Москву привезено около 80 произведений. Музейные коллекции, которые они представляют, не только являются «титульными» для Пермской художественной галереи, но позволяют оценить качество и своеобразие ее собрания.

Экспозицию открывает раздел, где представлены произведения древнерусского искусства – памятники лицевого шитья и иконописи XVII века. Практически все они самым непосредственным образом связаны с семьей легендарных «именитых людей» Строгановых, в свое время сыгравших важную роль в освоении Прикамья. Строгановы принесли в земли Перми Великой высокого уровня художественную традицию. Яркое свидетельство этому – шитые золотыми и серебряными нитями предметы церковной утвари, многие из которых украшали когда-то главную церковь Строгановых в Прикамье – храм Похвалы Богородицы в Орле-городке: пелены «Положение во гроб», «Убиение царевича Димитрия», покровцы «Се Агнец», «Распятие» и т.д. Обширное собрание иконописи, хранящееся в Пермской галерее, представлено всего четырьмя произведениями, однако каждое из них заслуживает отдельного внимания. Так, в экспозицию включены две иконы мастера Оружейной палаты Семёна Хромого. Известно всего пять образов его письма, и четыре из них хранятся в Перми. А «Троица Ветхозаветная» Ильи Филиппова – и вовсе единственная известная работа этого иконописца, также числившегося в Оружейной палате.

Самой известной частью собрания Пермской художественной галереи является коллекция храмовой деревянной скульптуры. Собранная в основном в результате экспедиций по селам и деревням в 1920-е – 1950-е годы, она насчитывает сегодня около 500 единиц хранения. Это – не просто крупнейшее музейное собрание скульптуры такого рода, происходящей из одного региона, но один из ярких символов края. Говоря о пермской деревянной скульптуре, специалисты указывают на дохристианские традиции местного населения, влияния западноевропейского искусства, православной иконы, народного творчества. В состав выставки включены памятники, представляющие самые популярные сюжеты и образы пермской деревянной скульптуры, демонстрирующие специфику пермской деревянной храмовой скульптуры, которая проявляется не только в приёмах построения формы, пластике, колорите, но и в особых типажах, а главное – в эмоциональном наполнении, где соединяются наивность, благочестие и высокая духовность.

Пермская галерея обладает значительным и ярким собранием русской живописи первой половины ХХ века. Коллекция складывалась на протяжении десятилетий, в её формировании участвовало не одно поколение музейных сотрудников. Если в 1920-х – 1950-х годах пополнение собрания шло чаще всего централизованным путём через государственные закупочные комиссии или перераспределение музейных фондов, то в 1960-е – 1980-е это происходило в первую очередь за счёт профессионализма и инициативности работников галереи, активно искавших и устанавливающих контакты с художниками, их наследниками, коллекционерами. Заслуживает упоминания и тот факт, что здесь музейщики из Перми не раз вступали в конкуренцию с коллегами из центральных музеев, в том числе Третьяковской галереи, и то обстоятельство, что владельцы произведений охотно дарили или продавали их в Пермскую художественную галерею, имевшую к этому времени прочную известность и престиж.

На выставке представлены яркие имена и произведения: Кузьма Петров-Водкин «Портрет мальчика» (1913), Аристарх Лентулов «Церковь в Солнцедаре» (1913), Роберт Фальк «Пейзаж» (1913), Любовь Попова «Портрет» (1916), Иван Клюн «Супрематическая композиция» (1916), Александр Родченко «Натюрморт» (1918), Александр Дейнека «Стахановцы» (1937). Полотна русских футуристов Василия Каменского, Давида Бурлюка, Виктора Пальмова. 

Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин ранее отмечал, что в рамках 300-летия столицы Прикамья за пределами региона пройдет целая серия выставок, экспозиций и других мероприятий. «Мы хотим разделить этот большой и значимый для нас праздник с жителями других регионов страны. Поэтому мы с удовольствием приглашаем всех посетить Пермь. А многие из тех, кому не удастся приехать к нам, смогут познакомиться с Пермским краем или узнать больше о его истории, достижениях, уникальных шедеврах искусства в своих городах», – акцентировал Дмитрий Махонин.