Назад
Пермские моторы и знаменитые авиадвигатели ПД-14

Пермский край можно назвать одним из регионов-родоначальников российской авиации. В 1910 году пермские газеты впервые сообщили о демонстрации в Перми полёта самолёта. Сенсационную новинку показал легендарный пермяк и столичный литератор Василий Каменский – именно он впервые использовал термин «самолёт».

В вопросах развития отрасли было важно образование. Поэтому в 1935 году было создано одно из старейших в России профильных учебных заведений – Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова. К 300-летию Перми здание техникума будет реконструировано и построены новые корпуса. Также возводят общежитие площадью 7,5 тыс. кв. метров. 

 

В 30-е годы в Перми был построен моторостроительный завод, организовано проектирование и производство авиационных двигателей. В середине 1950-х, с переходом на газотурбинную технику и расширением предприятий, потребность в специалистах с высшим образованием стала расти. Именно тогда была начата подготовка инженеров-специалистов по авиадвигателям – кафедра «Авиационные двигатели» образована в 1955 году вместе с одноимённым факультетом.

Сегодня в Пермском крае главный производитель двигателей для гражданской авиации, промышленных газотурбинных установок для электростанций и транспортировки газа – АО «ОДК-Пермские моторы». Одну из главных ролей в становлении предприятия сыграл Александр Александрович Иноземцев – профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой авиационных двигателей Пермского политеха, заместитель генерального директора АО «ОДК» по управлению НПК «Пермские моторы», управляющий директор – генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель».

 

Двигатели ПД на базе унифицированного газогенератора предназначены для ближне- и среднемагистральных самолётов и промышленных газотурбинных агрегатов.

В конце 2020 года АО «ОДК-Пермские моторы» получило сертификат Росавиации на серийное изготовление ПД-14 (перспективный двигатель тягой 14 т). Создавался он, главным образом, для российского лайнера «МС-21» и стал первым турбовентиляторным двигателем, созданным в современной России.

У ПД-14 меньше температура в горячей части, дешевле материалы, ремонт, послепродажное обслуживание. В этом российский двигатель опережает зарубежные аналоги.

 

Детали ПД-14 изготавливаются по современным технологиям. Так, регулятор воздушного потока (завихритель) производится с помощью аддитивных технологий, фактически промышленной 3D-печатью. Это позволяет сократить не только сроки выпуска изделий, но и их стоимость, с сохранением высокого качества. В контуре «Ростеха» для 3D-печати авиакомпонентов был создан Центр аддитивных технологий, оснащённый передовым оборудованием.

 

Ручная работа: как развивается производство российского авиадвигателя ПД-14

 

РБК-Пермь: Специальный репортаж: «Двигатели перемен»