К 300-летию Перми. Подготовлена выставка фотографий «Пермь в лицах» из архива семьи Валентины Николаевны Поповой.
Представленные снимки датируются концом XIX – началом XX века. Фамилии и истории многих людей на этих фотографиях мы не знаем. Но они, на наш взгляд, во многом отражают атмосферу провинциального (в хорошем смысле этого слова) города. Как писал наш земляк Михаил Осоргин, «Я радуюсь и горжусь, что родился в глубокой провинции, в деревянном доме, окруженном несчитанными десятинами, никогда не знавшими крепостного права, и что голубая кровь отцов окислилась во мне независимыми просторами, очистилась речной и родниковой водой, окрасилась заново в дыхании хвойных лесов и позволила мне во всех скитаньях остаться простым, срединным, провинциальным русским человеком, не извращенным ни сословным, ни расовым сознанием; сыном Земли и братом любого двуногого».
Надписи на оборотах также погружают нас в атмосферу города. Приведем несколько примеров:
«Дорогим моим детям, зятю и дочери Ивану Петровичу и Танечке, от любящей тещи на добрую, долгую память. И от сестренки Любоньки. Прошу любить и живую и умру не забывать. Любящая вас Александра Нечаева. 23 декабря 1900 года».
«На память дарю тебе, Танечка и Папаша. Мы приехали к вам в гости, но чаю не хотим. Ваши дети Андрей и Вера Мазунины. В Лысьве снимались 14 дня в июне 1915 года».
Под фотографией маленького мальчика в семейном альбоме подпись: «Валя! Дух усталый».
В альбоме встречаются и фотографии известных пермяков. Вот, например, на общей фотографии в центре мы видим знаменитого детского доктора Павла Ивановича Пичугина. В июне 1920 года он был избран профессором кафедры детских болезней медицинского факультета Пермского университета. Позже он создал при университете первую на Урале детскую клинику. Современники сравнивали ее с жемчужиной: «Тщательно очистил, отшлифовал и передал медицинскому факультету университета для украшения».
Часть фотографий отражает театральную жизнь в Перми в начале 20-х годов прошлого столетия. По всей видимости, в пустующий городской театр приехала труппа заезжих артистов, среди которых, к слову, был и будущий лауреат Сталинской премии (позже Государственная премия) Алексей Александрович Богдановский (его личность удалось установить в открытых источниках) и ряд других, возможно, не менее талантливых и известных артистов. В Перми, кроме представлений, они еще организовали курсы по актерскому мастерству. Известно, что спектакли и курсы очень быстро стали весьма популярными у пермяков и жителей Мотовилихи.
Посещала эти курсы и родственница Валентины Николаевны Поповой – Анна Васильевна Звягина. Об этом нам сообщают подписи на оборотах фотографий:
«Моей верной, милой поклоннице Ане Звягиной от искренне симпатизирующей ей В. Македонской. Неудачный сезон в Перми. Зима 1921 года».
«Искусство требует сердечного, сосредоточенного к нему отношения… Тогда могут быть и победы… Завоевать всё очень трудно… Но не надо трусить – природа в искусстве не любит трусов… Никогда не подайте духом – бодрость влечет к творчеству. Пермь. 1 мая 1921 года».
Обороты на паспарту фотографий содержат рекламу ряда пермский фотосалонов. Наверно, самая известная из них – Центральная фотография Александра Якунина. Она начала работу в Перми в 1885 году. Фотосалон находился на улице Покровская (ныне улица Ленина, дом 17), здание до наших дней не сохранилось. За пределами города Перми Александр Александрович имел свои фотосалоны в Кунгуре, Уфе, Кургане.
Помимо студийных портретов, Якунин снимал виды города, природу Урала. С его негативов печатались открытки с видами Перми. Фотограф вёл съёмку археологических раскопок на реке Колве в 1896–1897 годах, альбом с этими фотографиями находится в архиве Института истории материальной культуры РАН. Фотографии Якунина были использованы известным российским географом В.П. Семёновым-Тянь-Шанским в качестве иллюстраций к пятому тому многотомного труда «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества», выпущенного в 1914 году, а также в «Иллюстрированном путеводителе по реке Каме» под редакцией П.В. Сюзева (1911 г.). Экспозиция А.А. Якунина на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году была отмечена бронзовой медалью. Александр Якунин уехал из Перми в 1919 году вслед за отступающими белыми войсками Верховного правителя России адмирала Колчака.
Документы и фотографии домашнего архива семьи Татьяны Ивановны Пайновой и ее дочерей – Валентины Николаевны Поповой и Тамары Дмитриевны Тюшевой. Часть материалов находилась у их родственницы – Анны Васильевны Звягиной.
Материалы этого собрания относятся к периоду с конца XIX в. до настоящего времени. Они иллюстрируют жизнь православного духовенства и мирян Пермской епархии. Значительный объем литературы – дореволюционные богослужебные издания, жития
святых – в годы советской власти копировались в рукописях. Сестры вели переписку с архиереями, приходским духовенством, монашествующими и мирянами не только Пермской, но и других епархий. В архивном собрании более полутора тысяч фотографий, сотни открыток и писем, десятки отпечатанных на машинке и рукописных акафистов, канонов, помянников, «самиздатовских» фотооткрыток и икон 1950–70-х гг.
Материалы архива были использованы пермским историком Е.Д. Харитоновой при написании книги по истории Бахаревского Серафимо-Алексеевского Богородице- Казанского женского монастыря и ряда других работ, а в настоящее время широко
используется историками Пермской митрополии и краеведами.
В семье Поповых сохранились иконы, принадлежавшие священномученику Андронику (Никольскому), Архиепископу Пермскому и Кунгурскому. Три из них – иконы Божией Матери «Споручница грешных», Святителя Стефана Великопермского и Преподобной Анны Кашинской – находятся в одном вертикальном киоте. Келейным образом владыки Андроника была сохранившаяся в семье Пайновых-Поповых-Тюшевых Березовская икона Святителя Николая Чудотворца, написанная «в меру и размер» утраченного в настоящее время оригинала в старообрядческой мастерской во второй половине XIX века.