Все новости
Пермский краеведческий музей – лучший в работе с проектным наследием
30.03.2024

Пермский краеведческий музей получит грант в размере 3 миллионов рублей на развитие приоритетного направления, связанного с палеонтологией и пермским геологическим периодом. Музей стал победителем конкурса Благотворительного фонда Владимира Потанина в честь 25-летия фонда.

Из 153 заявок, поступивших на конкурс от университетов, музеев, НКО и эндаумент-фондов, победителями стали 50 организаций, чьи проекты, поддержанные Фондом Потанина ранее, дали импульс для развития новых долгосрочных программ, новых направлений работы.  

Заявка музея на конкурс #фондпотанина25 основана на трех реализованных проектах, которые последовательно способствовали переосмыслению «политики самоопределения» Пермского краеведческого музея: «Новая жизнь музея. Дом Мешкова и его владелец» (2007 год), «Открой пермский период!» (2013 год) и «Добро пожаловать в Антропоцен!» (2017 год).

Пермский краеведческий музей, один из крупнейших региональных музеев России (10 филиалов, 628 тыс. единиц хранения, 214 сотрудников), до 2007 г. располагался в бывшем архиерейском доме. «Традиционная» экспозиция была разобрана в связи с переездом, и впервые за вековую историю музея исторические и природные отделы оказались порознь. Проекты, поддержанные Фондом, последовательно сформулировали новую траекторию развития исторической и естественнонаучной темы.

Директор музея Татьяна Петровна Вострикова, руководитель проекта: «Многолетняя поддержка Фондом Потанина – это возможность видеть горизонты развития шире привычных рамок, экспериментировать и развивать профессиональные навыки сотрудников. Конкуренция в конкурсах Фонда Потанина всегда очень высокая, и победа – знак признания профессионального экспертного сообщества. Победа в конкурсе #фондпотанина25 дает нам импульс для того, чтобы выработать новые подходы в репрезентации палеонтологического наследия региона на этапе создания музея «Пермский период», внедрить лучшие мировые и российские практики по работе с гео-наследием, предъявить уже сформированное наследие в виде издательской программы палеотематики. Кроме того, часть гранта предполагается направить на стажировки и развитие профессиональных компетенций команды музея, а также оптимизацию управленческих процессов и коммуникации».  

Пермский краеведческий музей участвует в музейных конкурсах и программах Фонда Потанина с 2004 года.

Генеральный директор Фонда Оксана Орачева: «Конкурс “#фондпотанина25” предъявляет системные изменения, которые стали возможны благодаря профессионализму и креативному подходу наших грантополучателей. Их проектное наследие – пример эффективной командной работы, стратегического подхода, партнерств между специалистами и организациями из разных сфер. Фонд "взрослел" вместе с этими инициативами, они стали частью нашей истории и репутации. И что еще важнее, реализуя проекты, получившие поддержку Фонда, росли и развивались сами организации. Сегодня они – авторы модельных практик и признанные лидеры профессионализации сообщества».

Исследовательский проект «Новая жизнь музея. Дом Мешкова и его владелец» (номинация «Музейные исследования, руководитель проекта Светлана Неганова) сыграл важную роль в сложный для музея период: в 2007-2009 гг. удалось организовать переезд музея, построить современные для того времени экспозиции, отреставрировать одно из красивейших зданий города и вернуть в публичное пространство имя мецената Н.В. Мешкова.

Проект «Открой пермский период!» (2013-2014 гг., номинация «Технологии туризма», руководитель проекта Юлия Глазырина) одним из первых в России стал работать с символическим пространством региона далеко за пределами музейных стен (к этому времени Музей пермских древностей получил гран-при Интермузея). В результате «непонятная» и непривлекательная ранее тема геологического наследия пермского периода стала титульной для жителей, 11 музеев, бизнеса и властей региона.

Проект «Добро пожаловать в Антропоцен!» (2017-2018 гг., номинация «Открытая коллекция», руководитель проекта Юлия Глазырина) – попытка разработать новый язык коммуникации с аудиториями и профессиональным сообществом, с вовлечением нехарактерных для краеведческого музея практик: выставок-интервенций, арт-резиденций, связи виртуального и реального пространства, и изменения принципов комплектования (сбора новой коллекции насекомых на подоконниках после профилактики). Этот эксперимент позволил нам сейчас, проектируя музей «Пермский период», смотреть на тему объемно, междисциплинарно и полифонически.