«Это сражение вы еще долго не забудете»
Критик издания «Афиша Daily» Евгений Ткачев хвалит «Сердце Пармы» за масштабную картину битвы, от которой у автора текста, очевидно, перехватило дух, потому что он пишет следующее:
Поверьте, это сражение вы еще долго не забудете. Во время просмотра этой грандиозной потасовки челюсть отвисает все ниже и ниже, пока не оказывается совсем на полу |
Сорокаминутную нон-стоп-битву он сравнивает с «Властелином Колец» и «Игрой престолов».
Мегердичев уже доказал, что из всех современных отечественных режиссеров он чуть ли не лучше других чувствует жанр: ему под силу и спортивный боевик («Бой с тенью-2: Реванш»), и спортивная драма («Движение вверх»), и фильм-катастрофа («Метро»), и даже фэнтези: не лишним будет напомнить, что до «Пармы» у него еще был «Темный мир» со студентами и ведьмами-феминистками |
Конечно, фильм не может ограничиваться финальной битвой. Его литературный первоисточник, о котором мы рассказывали ранее - сложное по количеству исторических персонажей и культурных отсылок произведение. Критик отмечает, что, возможно из «Сердца Пармы» первоначально делали сериал и потом сделали фильм (однако иных подтверждений этому нет).
В полнометражной картине отражены основные сюжетные линии книги - при ограниченном хронометраже вместить столько обширный эпос является, конечно, сложной задачей для любого режиссера, о чем упоминает критик.
Зрелищные эпические баталии, крепкая история
Сердце пармы» – динамичная, полная страстей и ужасающе кровавых столкновений история. Мрачные заговоры, таинственные языческие обряды, жаркая любовь и невыносимая жестокость заставляют, затаив дыхание, следить за происходящим |
– так начинает описывать происходящее критик издания «Союз кино» Евгений Дергунов, отмечая «грандиозность» постановки |
---|
При этом критик поясняет, что кроме эпической битвы у фильма «есть на что посмотреть».
Образ средневековой Руси вырисовывается через созданные художниками костюмы персонажей – от дьяка в роскошной шубе до воинов в массивных кольчугах, через подобранные живописные локации и построенные для съемок поселения с ветхими избушками да церквушками. Все это передает колорит пармы и работает на атмосферу картины |
Непосредственно критике автор подвергает некоторые визуальные эффекты и -как и предыдущие критики - советует перед походом в кино или после него погрузиться в книжный мир «Сердца пармы», ведь, как справедливо отвечает Евгений Дергунов, «всю книгу в 500 страниц не уместишь в два с половиной часа хронометража картины».
Актерский состав «Сердца пармы» в целом радует – роли исполнены бодро и с огоньком. У Евгения Миронова получился пусть и другой, не книжный, но запоминающийся Иона – с безуминкой в глазах и неудержимым желанием распространять православную веру. От Полюда в исполнении погибшего за две недели до премьеры Сергея Пускепалиса так и веет теплом |
Сказка, которая так сейчас нужна
Одним из главных достоинств фильма автор рецензии на портале film.ru Настасья Горбачевская выделяет именно образ главного героя - Михана и тот посыл, который он несет в себе.
Иванов в романе исследует становление фольклора, фильм Мегердичева пристально следит за тем, как закалялся Михан. Мальчишка со взором горящим Ярослав Белобородов вырастает в Александра Кузнецова, а тот — в матёрую версию себя. Воспитание то кнутом отца (Александр Горбатов), то преданиями няньки (Роза Хайруллина), влюбленность раз и на всю жизнь, убежденность в силе дипломатии, а не меча, и удивительная терпимость к чужой воле делают князя героем резонирующим |
Критик отмечает и масштабность батальных сцен, при этом референсом становится та же «Игра престолов». Однако автор текста отвечает, что режиссер «не любуется насилием».
Каждых взмах меча князя Михаила сопровождается усталостью от бесконечного состояния войны и невозможности миротворческого пути, если в дело вступает власть. |
По словам Настасьи Горбачевской, сложно назвать «Сердце пармы» именно фентези, однако общий мифологический флер и литературный первоисточник все-таки погружают зрителя в атмосферу.
За два с лишним часа зрителям словно предстоит прожить несколько жизней, исходить парму вдоль и поперек, поверить в колдовство и выстоять не одно сражение — и на ножах, и на словах. …. Созидательная энергия в конце концов побеждает разрушительную, а полюса православия и язычества примиряет любовь. Это ли не сказка, которая сейчас так нужна? |
«Густая атмосфера Средневековья»
Самой бодрой автор рецензии на «Кинопоиске» Юлия Шагельман признает именно вторую половину фильма, где есть «динамика и яростная энергия».
Авторы фильма погружают зрителей в густую атмосферу Средневековья без подготовки в надежде, что те как-нибудь сориентируются по ходу дела. Представители разных народов, реальные исторические личности и выдуманные персонажи с экзотическими именами вваливаются на экран пестрой толпой, каждый со своими верованиями, ценностями, убеждениями, ритуалами, костюмами и со своим языком. |
Кстати, рейтинг на «Кинопоиске» уже составляет 7,3.