Все новости
На сценарном поле – пермские локации и характеры. Почему «Сердце Пармы» может стать новым брендом региона
05.10.2022

На этой неделе в России – премьера масштабного фэнтези «Сердце Пармы» по одноимённому роману Алексея Иванова. Редакция «Пермь-300» рекомендует сходить в кинотеатр и размышляет, почему к этому фильму стоит относиться с надеждой и даже долей отеческой любви. Хотя бы из-за того, что фильм поможет жителям России отказаться от традиционного вопроса пермяку: «А ты Коляна знаешь?».

На сценарном поле – пермские локации и характеры. Почему «Сердце Пармы» может стать новым брендом региона, изображение №1
 

Кинопроизводство – один из брендов Пермского края. В советское время у нас «родились» «Волга-Волга», «Девчата» и, конечно же, «Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова».

Кадр из фильма «Волга-Волга» (Добрянский район)
 
Кадр из фильма «Волга-Волга» (Добрянский район)

Второе рождение «пермское кино» получило в первой половине 2010-ых. В 2010 году стартовал сериал «Реальные пацаны», который за каких-то пару лет сформировал новое видение на Пермь, особенно – среди молодёжи. «Гопники», своеобразный говор, «Счастье не за горами», хитросплетение судеб нестоличного города. Спустя три года Пермь снова прозвучала, но уже на больших экранах. Ивановский «Географ глобус пропил» показал мрачные пейзажи и жизнь без кинематографичного лоска.

Благодаря «второй волне» в любом конце России пермяка обязательно спрашивали: «А ты Коляна знаешь?», реже – звучали шутки про алкоголь и глобус. Наверное, покорила искренность, с которой герои-пермяки, придуманные авторами-пермяками, по-пермски решали свои проблемы. Любили, так любили. Жертвовали, так жертвовали.

Кадр из фильма «Географ глобус пропил»
 
Кадр из фильма «Географ глобус пропил»

Пять-шесть лет назад начался новый период, такая «третья пермская кинематографическая волна». Свою особую роль сыграли власти, давшие почти эксклюзивные условия киношникам. В свет вышла плеяда проектов для малого и большого экранов: «Время первых», «Зулейха открывает глаза», «Территория», «Подельники». На первый план вышли региональная природа и культурное наследие, но характер будто где-то потерялся. Пермскими их можно назвать разве что визуально.

Кадр из фильма «Зулейха открывает глаза»
 
Кадр из фильма «Зулейха открывает глаза»

И вот спустя три года съёмок и постпродакшена на экраны выходит «Сердце Пармы». Или «Сердце пармы», как предпочитает сам автор романа, с маленькой буквы, где парма – синоним тайги, а не историческая область.

В кадре – снова пермские характеры – суровые и порой грубые, но в месте с ним преданные, любящие, целеустремлённые.

Кадр из фильма «Сердце Пармы»
 
Кадр из фильма «Сердце Пармы»

В романе и экранизации на сюжетном поле встречаются два мира: столичного христианского и пармского языческого. Противостояние идёт не только в цивилизационном плане, но и между миром людей и миром духов, ведьм, колдунов. На сценарном поле встречаются князья московские и вогульские, полководцы, воины и простые жители севера сегодняшнего Пермского края.

Тяжело вспомнить хоть один съёмочный процесс в регионе, который сопровождался таким интересом со стороны жителей. Декорации близ Губахи стали туристическим объектом, а в массовке участвовали полторы тысячи человек.

Декорации фильма «Сердце Пармы»
 
Декорации фильма «Сердце Пармы»

В фильме, кажется, впервые собрали такое количество «пермского»: локации, историю, мифологию, актёров и, конечно же, характеры. Только из-за этого к фильму можно относиться как к чему-то родному, по-отечески. Но и с надеждой: вместо вопроса «Знаете ли вы Коляна» у нас будут узнавать, участвовали ли в съёмках «Сердца Пармы». А пейзажи севера региона станут такими же известными, как пустыня Туниса – визуальная основа Татуина из «Звёздных войн».

На сценарном поле – пермские локации и характеры. Почему «Сердце Пармы» может стать новым брендом региона, изображение №7

Кстати, Колян из «Реальных пацанов» в «Сердце Пармы» тоже появился – актёр Николай Наумов сыграл одного из безымянных персонажей.