Все новости
Учёные показали первые результаты поиска флотилии Колчака. Пять интересных фактов из истории судоходства в Прикамье
06.10.2022

Специалисты центра подводных исследований поделились первыми результатами поиска флотилии Колчака, которую затопили в Каме в 1919 году. Команда изучает акваторию в районе села Бабка и микрорайона Лёвшино. Затем экспедиция пройдёт у села Елово, посёлка Пожвы и в районе Соликамска и Усолья.

Успели подтвердить наличие пяти интересных для археологов объектов. Осмотр водолазами показал, что три корпуса имеют признаки объектов культурного наследия,
— рассказали в центре

По словам специалистов, детальное изучение кораблей может занять не один сезон. Но если культурная ценность подтвердится — музеи получат уникальные артефакты, как минимум, 100-летней давности.

В Каме очень много затонувших кораблей

Флотилия Колчака не единственное, что открывали исследователи на территории Пермского края. В 2020 году дайверы нашли на дне реки Сылвы пароход «Вера Фигнер». Судно построили в 1904 году, «Вера Фигнер» была частью элитного пассажирского пароходства Марии Кашиной. Корабль застал период расцвета водного транспорта, а в первую мировую на нём перевозили солдат, скот и военный груз.

В годы Великой Отечественной пароход участвовал в эвакуации детей на Урал, в том числе из осаждённого Ленинграда. В 1950-е судно использовалось для грузопассажирских перевозок между городами Прикамья. Во время зимней стоянки 1966 года пароход затонул.

Флотилия Колчака не единственное, что открывали исследователи на территории Пермского края. В 2020 году дайверы нашли на дне реки Сылвы пароход «Вера Фигнер». Судно построили в 1904 году, «Вера Фигнер» была частью элитного пассажирского пароходства Марии Кашиной. Корабль застал период расцвета водного транспорта, а в первую мировую на нём перевозили солдат, скот и военный груз.

В годы Великой Отечественной пароход участвовал в эвакуации детей на Урал, в том числе из осаждённого Ленинграда. В 1950-е судно использовалось для грузопассажирских перевозок между городами Прикамья. Во время зимней стоянки 1966 года пароход затонул.

Первый российский пароход построили в Пожве, но это закончилось судебной тяжбой

Считается, что первый пароход России появился в Санкт-Петербурге, его построил Карл Берд. Мало кто знает, что это был вовсе не пароход, а модернизированная деревянная парусная барка, которую сам Берд назвал стимботом. Первый российский пароход построили в июне 1816 года в Пожве (посёлок всё ещё стоит на берегу Камы, в 170 км к северу от Перми). Газеты писали, что такое изобретение «никогда не утомится и не потребует принуждения, не попросит прибавки к жалованию».

Пароход мощностью в 24 лошадиные силы сделали в обстановке скрытности на Пожвинском железоделательном заводе по чертежам инженера Петра Соболевского. Соболевский считал, что устанавливать паровую машину на обычные несамоходные судна не стоит — так предлагал делать Карл Берд.

Первые пожвинские пароходы отправились в плавание в июле 1817 года. Владелец завода Всеволжский хотел получить от правительства привилегию на строительство пароходов, но Берд его определил, получив исключительное право пользоваться паровыми судами на 10 лет, а ещё — подал в суд на Пожвинских судостроителей. Это ненадолго замедлило развитие судоходства в России, но Пожва всё равно стала одним из главных центров судостроения.

А на Суксуне построили первый в мире пароход с железным корпусом

Во второй половине XIX века начинается расцвет пароходства после недолгого замедления. На Суксунском заводе в 1841 году строят первый в мире пароход с железным корпусом, а в 1846 году — начинается регулярное пароходное движение на Каме, когда образуется «Пермское пароходное общество». Интересно, что пассажирские пароходы до 70-х гг. XIX века строились без второй палубы и без крыши — сажа и искры летели прямо на пассажиров.

Один из основателей Пермского университета зарабатывал грузовыми перевозками

Николай Мешков — известный меценат и основатель первого на Урале университета — сколотил состояние благодаря грузоперевозкам, начинал он с небольшого парохода, а впоследствии купил своих конкурентов — «Товарищество братьев Фёдора и Григория Каменских».

На Каме с 1846 по 1917 годы существовали 36 пароходных компаний, по реке плавали до полутысячи пароходов, сложились целые династии владельцев речных флотилий. Судя по всему, конкуренция была сильной. Пермские власти переживали, что пароходы Каменских и Любимовых, отходящие от пристани одновременно в 9 утра, начнут гонки, поэтому просили начальника почты и телеграфа поменять время прибытия пароходов. В госархиве сохранились эти просьбы.

Адмирал Колчак приказал переоборудовать гражданский флот в боевой

Колчак приказал создать Камскую боевую флотилию из гражданских судов после взятия Перми. Летом 1919 года на Каме шли сражения, корабли обеспечивали огневую поддержку армии в районе между Гальянами и Галовой (современная Удмуртия). Белые потерпели поражения, флотилия собралась на Каме в устье Чусовой, где по приказу контр-адмирала Смирнова её затопили.